Виды творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе

 

Доклад

 

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель начальных классов

МКОУ Обуховская СОШ

Гоготова Наталья Мирославна

Слайд 1 «Титульный»

Одной из задач моей деятельности как учителя  является воспитание активной, целеустремленной,  самостоятельно мыслящей и творческой личности, способной к самостоятельному поиску информации и творческому её применению в реальных жизненных ситуациях.

С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.

1.      Работа с иллюстрацией к тексту.

Слайд 2

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации, обратить внимание на жанр, структуру произведения, ключевые слова.  Обязательно обращаю внимание на имя автора, предлагаю предположить содержание произведения.  Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

В ходе прочтения произведения ребята  не раз возвращаются к иллюстрации, выискивают совпадения-несовпадения предложенных образов к тексту, объясняют, почему именно этот эпизод проиллюстрировал художник, высказывают свои предположения о том, какой должна быть иллюстрация.

При обсуждении текста обязательно задаю вопрос: «Что тебя особенно взволновало, какой эпизод захотелось перечитать еще раз?» Предлагаю проиллюстрировать понравившийся эпизод, подписать его цитатой.

Этот прием работы называю

«Читаем и иллюстрируем»

Обязательным условием является цитата. Ребенку предстоит крепко задуматься над содержанием текста, над содержанием своего рисунка и над подписью к нему. Обязательно организовываю защиту работ.  Дети рассказывают, какой эпизод они изобразили, объясняют почему, зачитывают цитату. Одноклассники высказывают свое мнение по проделанной работе: соответствует ли рисунок тексту, правильно ли подобрана цитата.

Логическим продолжением работы является приём: 

«Составляем диафильм по произведению»

Как правило, предыдущих работ учащихся достаточно для создания «Диафильма».

         По материалу прочитанного произведения предлагается составить свой диафильм, продумать содержание дополнительных кадров, какие строки из текста соотносятся я с ними, определить количество кадров.

Работа проводится в группах или всем классом.

 

Интересным видом творческой работы является создание

«Книжки-самоделки»

Слайд 3

Это одно из самых интересных заданий для ребят –  работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением.

Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.

Первой  книжкой-самоделкой  является результат работы над проектом «Моя азбука». Учащиеся придумывали разные виды азбуки, например, «Музыкальная азбука», «Азбука моей семьи», «Фруктовая азбука».  Начиная с конца второго-третьего класса в  этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

 

«Составляем вопросы и тесты по тексту»

Слайд 4

Итак, основная задача учителя на уроках в 1-4м классах – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему.

 Ребята с помощью учителя находят авторские вопросы – прямые и скрытые. Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.


На этом этапе включается творческое воображение учащихся: по слову, детали, текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.

 

 Ребята задают свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

 

После прочтения учу задавать вопросы к тексту.

Слайд 5

Далее идет работа по созданию тестов, когда не только  нужно задать вопрос, но и подобрать верный и неверные ответы (предполагающими выбор одного правильного ответа из трех.)

 

Ребятам очень нравится работа с тестами. Сначала предлагаю свои тесты, затем ребята составляют тесты самостоятельно.

 

«Продолжение произведения (придумывание конца)»

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.

 

Например, в сказке Евгения Чарушина «Теремок» (учебник «Литературное чтение» 1 класс), четыре героя, а на иллюстрации к сказке – 5 героев. Я обращаю на это внимание обучающихся и предлагаем придумать продолжение сказки для Волка. Далее предлагаем подумать, кто еще может быть героем сказки, какие звуки он будет произносить и какой будет конец сказки. Свои идеи дети могут оформить в виде рисунка героя, сделать подпись к рисунку.

Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить.

 

«Словотворчество»

Слайд 6 (Стихотворение «И снег, и листопад»)

 

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это рифмовки, продолжение поэтических строчек. Учителю часто приходится помогать детям, подсказывать.

 Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов.

На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи, участвуют в литературных конкурсах.

Вот одно из них. Был конец сентября. Шел урок. Вдруг я увидела, что за окном метель, а ветер срывает и кружит разноцветные кленовые листья. Мы встали у окна и любовались столь необычным явлением. На следующий день ученик принес мне стихотворение:

Начиная с третьего класса учащиеся пробуют сочинять и писать свои рассказы и сказки.

 

«Конкурс чтецов»

 Ребятам сами находят литературное произведение на заданную тему в книгах или в сети интернет. Ребятам, которые затрудняются, предлагаю стихотворения: «Ты можешь выучить это стихотворение, а можешь найти и выучить то, которое тебе понравится больше.» В большинстве случаев дети находят и учат стихотворение, которое нашли сами, а некоторые даже пишут своё.

 

«Кроссворды»

Слайд 7

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Часто кроссворды использую на уроках повторения.

 

«Театрализация»

Слайд 8

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применимое во всех классах начальной школы.

Слайд 9

Учащиеся с удовольствием участвуют в костюмированных представлениях по известным произведениям, учатся писать собственные дополнения к сценариям  праздников, выполняют презентации, разыгрывают отрывки на уроках литературного чтения.

Слайд 10

 С учащимися мы ставили спектакли по сказкам «Козленок, который умел считать до 10», «Золушка», «В стране невыученных уроков», «Дружок»,

Слайд 11

 проводили театрализованные праздники «Вот и лето пришло» на основе сказки «Спящая царевна», праздник «День матери» на основе сказки «Волк и семеро козлят».  Дети не просто исполняют роли, мы всегда обсуждаем, как можно обыграть тот или иной момент.

Знаю, что когда мои выпускники становятся обучающимися 5 классов, то они уже самостоятельно могут написать сценарий к празднику в классе, составить викторину или кроссворд, выполнить презентацию, нарисовать декорации. А главное, они вместе могут воплотить свой замысел в школьной жизни.

Слайд 12  Мастер-класс

 

Первой  книжкой-самоделкой  является результат работы над проектом «Моя азбука». 

 

 

 Предлагаю Вам заполнить странички книжек-азбук. Я подготовила на выбор «Азбука транспорта», «Азбука животных», «Азбука птиц», «Азбука городов России», «Математическая азбука», «Азбука стран».

На первый взгляд мне казалось, что это детское и легкое задание, однако при предварительном самостоятельном заполнении оказалось, что не все так просто.

Выполнение.

 

Анализ и представление проектов

Данный проект на мой взгляд можно предлагать неоднократно на разных предметах и разных этапах школьного обучения. 

Можно вести «накопительную» азбуку по предмету, например, при знакомстве с новыми математическими терминами, в конце урока вписывать новый термин в книжку.

Если дети самостоятельно выполняют данный проект, то у них обязательно возникнет необходимость обращения к дополнительным источникам информации — сети интернет, энциклопедиям, к помощи взрослых и одноклассников.

Надеюсь мой опыт окажется полезным.

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 

 

Азбука «Птицы средней полосы России»

аист

беркут

ворона

гусь

дятел

Е,Ё - «Европейская сойка, зяблик, цапля и т. д.»

жаворонок

зимородок

иволга

Й — птиц нет

кряква (вид уток)

лебедь

могильник

нырок (вид уток)

ополовник (хвостатая синичка)

пеночка

рябчик

соловей

тетерев

удод

филин

хвостатая синица

цапля

чайка

шилохвост

щегол

ЪЫЬ — птиц нет

эму

юла

ястреб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука «Транспорт»

 

автобус

байдарка

велосипед

гидросамолёт

дирижабль

ездовая собака

ейрер

железная дорога

земснаряд

истребитель

йол

катер

лыжи, лифт

метрополитен

нарты — оленьи сани, низкорамный трал

ослик, орбитальная станция

паром

ракета, ролики

самолет

трамвай

у - «универсал»

фуникулёр

х - «хэтчбек»

цистерна

челн

шебека — трехмачтовое парусно-гребное судно, шлюпка, шхуна

щ — не нашла

ЪЫЬ — не нашла

э — эскалатор

ю -

я — яхта, ял

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука «Города России»

Астрахань

Белгород

Воронеж

Гусь-Хрустальный

Долгопрудный

Е,Ё — Ейск

Жуковский, Железнодорожный

Звенигород

Истра

Йошкар-Ола

Клин

Ливны

Москва

Новосибирск

Орехово — Зуево

Псков

Ростов Великий

Солнечногорск

Тула

Уфа

Фатеж

Хабаровск

Цимлянск

Чебоксары

Шахты

Щигры

ЬЫЪ — Ылльмах, Ытык-Кюёль, Ыб (всего 27 городов на Ы в Якутии)

Энгельс

Юрга (не путать с названием банка Югра)

Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Математическая азбука»

 

аксиома

биллион (миллиард)

величина

градус

доли

единица

ёмкость

Ж - «Жордана теорема»

знаменатель

интеграл

калькулятор, катет, квадрат

линия

многоугольник

нумерация

отрезок

прямая

разность

сумма

теорема

условие

фигура

хорда — отрезок соединяющий две точки окружности не через центр)

цифры

числа

шар

ЬЫЪ -  нет

Эллипс

Ю — теорема Юнга

ядро, ячейка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Азбука стран»

Армения

Бельгия

Венгрия

Германия

Дания

Египет

Ё — нет стран

Ж — нет стран

Зимбабве

Ирак

Канада

Лаос

Македония

Норвегия

Оман

Пакистан

Россия

Слования

Турция

Украина

Финляндия

Хорватия

Центрально - африканская республика

Чехия

Швеция

Щ — нет стран

ЬЫЪ — нет стран

Эфиопия

ЮАР

Япония

 

«Азбука зверей. Млекопитающие»

Афалина

бурундук

волк

горностай

джейран

енот

Ё -

жираф

заяц

изюбрь (изюбр — олень)

Й

кошка

лошадь

медведь

норка

осёл

песец

рысь

собака

тюлень

усатая ночница (летучая мышь)

фосса (мадагаскарский хищник)

хорёк

цокор даурский (хомяк)

чёрная крыса

шиншилла, шакал

ЬЫЪ - 

Э — эворонская полевка

Ю — южноафриканский хомяк

Я — як

 

Презентация

Дата последнего обновления страницы 12.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения