Личностный рост – как набор личностных качеств ребенка
Выступление на научно-практической конференции
Учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ Обуховская СОШ
Кутузова Светлана Анатольевна
Тема педагогической конференции глобальна и многогранна. Она вечна и всегда будет актуальна. Это тема ряда наук – психологии, физиологии, педагогики, а также философии. Ее значимость для педагогов важна не только в теоретическом плане, но и практическом, прикладном. Впервые за многие годы мы пытались определиться тем, что обозначать в качестве цели личностного развития учащихся и как отслеживать результативность нашей работы в этом направлении.
Для этого мы должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Что за этим стоит? Очевидно наш набор личностных качеств ребенка, можно сгруппировать так:
– креативные качества – обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;
– когнитивные качества – обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира;
– методологические – обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.
Каждой группе названных личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика.
Не забудем и о динамичности процесса. Личностный рост обнаруживается в деятельности ребенка и в изменении во времени его свойств и качеств, что и составляет его развитие, рост. Попутно отметим, что не всякая деятельность служит формированию качеств человека, отвечающих нашим нормам нравственности.
Наконец, еще одно очень важное теоретическое положение. Личность целостна. Поэтому и условия для ее развития должны быть направлены на развитие всех ее сторон. Достигается это путем включения ребенка в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую деятельность.
Обратимся к качествам личности.
Когнитивные качества:
– физиологические (умение видеть, слышать, осязать, обонять, чувствовать на вкус);
– интеллектуальные (любознательность, эрудированность, сообразительность, логичность, обоснованность, аналитичность, синтетичность, увлеченность);
– склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, делать выводы и обобщения, нестандартность мышления;
– умения понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог;
– владение базовыми знаниями, умениями и навыками;
– способность воплощения добываемых знаний в духовные, материальные и деятельностные формы.
Креативные качества:
– эмоционально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; воображение, фантазия, образность, способность и эмпатии;
– инициативность, изобретательность, смекалка, неординарность, самобытность;
– способность и генерация идей;
– раскованность мыслей, чувств, движений в сочетании с умением выдерживать нормы поведения;
– преодоление стереотипов;
– прогностичность, предсказательность, формирование гипотез, конструирование версий, интуиция, медитация;
– глубина и независимость результатов образования;
– реализация своих творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участие в конкурсках, олимпиадах и т. д.
Оргдеятельностные (методологические) качества:
– знание своих индивидуальных особенностей, черт характера; оптимальных темпов и форм занятий каждым из учебных предметов;
– осознание и умение объяснить цели своих учебных занятий;
– наличие новой достойной цели, программы ее достижения, упорство в доведении дела до конца, верность цели, умение ставить цели, целеустремленность;
– выполнить намеченный план, осознать полученный результат, сравнить его с результатами одноклассников;
– умения формулировать правила деятельности, спрогнозировать ее результаты;
– навыки самоорганизации: планирование, коррекция этапов и способов деятельности, гибкость действий, реализуемость планов;
– сравнение результатов с целями; самоанализ, самооценка;
– способность взаимодействия с товарищами, взрослыми, умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих, «держать удар», решительность, коммуникативность;
– способность организовать деятельность группы.
Данные группы качеств учащихся являются открытыми для расширения и уточнения. В то же время предлагаются эти группы считать минимальным комплексным набором ориентиров для обеспечения личностного роста учащихся и в качестве основы для анализа результатов педагогической деятельности. Последнее достижимо благодаря тому, что перечисленные качества ученика имеют внешнее проявление через соответствующие виды деятельности.
Совершенно особо следует остановиться на духовно-нравственном росте. Это душевная щедрость, отклик на нужды людей, дар чуткости, дар внимания, заботы о другом человеке. Эти качества все мы хотели бы видеть в наших детях, но развивать их мал кому удается. Нравственное становление ребенка происходит в семьях, где сами родители ценят и особо хранят отношения доброты, прощения, терпения, смирения.
Нравственное становление ребенка происходит и в школе, где педагоги ценят и особо хранят отношения доброты, прощения, терпения, смирения.
Прежде всего, мне бы хотелось, чтобы наш семинар был единодушен в определении цели личностного роста учащихся. Но это цель глобальная, распадающаяся на ряд более конкретных, которые каждый должен себе взять в качестве ориентира как учитель, как классный наставник, как воспитатель. В итоге мы будем иметь работу над совокупностью целей по личностному росту учащихся. И нам, конечно, будет интересно знать, как и что у нас получается. Будем пытаться определить критерии развития личности с помощью всех доступных средств. В качестве таковых могут выступать не только психологические тесты и срезы, но и наши наблюдения за детьми в течение ряда лет, дневниковые записи и пометки. Каждый учитель может их вести. Тогда ничего не будет забыто или упущено. Тогда будет ясно виден путь, лестница, по которой движется каждый ребенок и нам будет понятно, что с ним происходи.
Наряду с названными в практику нашей работы активнее должны войти и другие методики изучения личностного роста учащихся. Это и опрос, и интервью, и анкетирование, и метод незаконченных предложений, а также изучение работ школьников. Остановлюсь на двух последних.
Метод незаконченных предложений является разновидностью письменного опроса, когда опрашиваемые учащиеся дописывают сами незаконченные предложения. Например: «больше всего я ценю в людях …» или «Наша школа – это …».
В таком задании вопрос исследователя дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее думать, искать более полные и искренние ответы. Очень много штрихов в «портрет» школьника можно внести путем психологического анализа различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ учащихся. По их качеству можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, воображении ученика. Богатыми диагностическими возможностями обладает такой метод, как сочинение. С его помощью можно получить информацию об интересах учащихся, их ориентациях, отношении к школе, различным видам деятельности, учителям, товарищам, себе и одновременно включить их в процесс активного, творческого осмысления своей системы отношений.
Наконец, в центре сбора и обобщения всей информации должен быть психолог школы, который с помощью классных руководителей, учителей сначала получает многочисленные данные, а затем, обработав их, снабдив своими выводами и рекомендациями, возвращает ее тем же классным наставникам, воспитателям, учителям для практического использования. По моим представлениям, во времени этот цикл должен равняться одному учебному году. Поскольку это достаточный срок для каких-либо заметных изменений в качествах личности ребенка, а с другой стороны, и для самих исследователей, чтобы собрать и обработать информацию. При этом лучше бы начинать в первом учебном полугодии, а в конце учебного года иметь результаты, которые бы отражались в индивидуальной карте развития ученика, хранящейся у психолога, так как во многом от его последовательности и настойчивости будет зависеть успех. Что же касается остальных, то диагностическая деятельность каждого педагога должна быть постоянной и систематической.
Таким образом, мы бы год за годом отслеживали личностный рост каждого учащегося и имели бы богатейший материал для работы с детьми и их родителями, знали бы, что и как у нас получается или не получается, какие необходимы коррективы.
В школе ведется работа по развитию личности каждого учащегося. Но не в том объеме..
В результате, по уже имеющимся данным из бесед, тестирования, наблюдений, контрольных работ, учащиеся из года в год продвигаются в своем личностном росте, но с недостатком и неиспользованным резервом: в интеллектуальном развитии, в творчестве, в духовно-нравственном отношении.
Они связаны, прежде всего, с четким целеполаганием, определением места и роли каждого педагога в процессе личностного роста каждого учащегося, с отслеживанием результативности нашей работы, а также в развитии оргдеятельностных качеств личности школьников.
В практику нашей работы активнее должны войти различные методики изучения личностного роста учащихся. Это и опрос, и интервью, и анкетирование, и метод незаконченных предложений, а также изучение работ школьников.
Центром сбора и обобщения всей информации должен быть психолог школы, который с помощью классных руководителей, учителей сначала получает многочисленные данные, а затем, обработав их, снабдив своими выводами и рекомендациями, возвращает её тем же классным руководителям, учителям для практического использования. Во времени этот цикл должен равняться учебному году. Таким образом, мы бы год за годом отслеживали личностный рост каждого учащегося и имели бы богатейший материал для работы с детьми и их родителями, знали бы, что и как у нас получается и не получается, какие необходимы коррективы.